Путешествия Цыплёнка в окружающем мире. Курица-наседка приняла утят как своих цыплят Истории когда курица воспитывала утят

Курица Хильда заботливая мама и отважная защитница своего утиного выводка. Пестрое семейство дружно выходит пастись на лужок и курица совершенно не замечает, что это не ее дети. А все началось с того, что Хильда приняла чужие яйца за свои и почти месяц высиживала "цыплят".

Хильда и не догадывалась, что пять яйца были отложены уткой. Этот случай произошел на ферме Филиппа Палмера в графстве Дорсет (Великобритания). Дело в том, что на ферме утки и курицы живут вместе. Получилась так, что одна из уток покинула кладку с яйцами, а курица приняла утиные яйца за свои.

И даже после 28 дней, когда вылупились утята, не похожие на желтых пушистых цыплят, Хильда не ушла, а приняла детей как своих собственных.

Филиппу 45 лет, он с детства работает на ферме, а по поводу случившегося с радостью говорит: «Хильда, кажется, вообще не беспокоится - утята за ней следуют так же, как это были бы цыплята. Утята не знают, что их мать курица и Хильда совершенно не знает, что она на самом деле мать целого выводка уток. Утята не отходят далеко от нее, и если пугаются, то бегут в укрытие под мамино крыло. За этим очень здорово наблюдать, ведь все происходящее так мило и трогательно".

УЧИМ ДЕТЕЙ ПЕРЕСКАЗЫВАТЬ

ДОБРАЯ УТКА
В. Сутеев

Утка с утятами, курица с цыплятами пошли гулять. Шли-шли к речке пришли. Утка с утятами умеют плавать, а курица с цыплятами не умеют. Что делать? Думали- думали и придумали! Речку переплыли ровно в полминутки: цыплёнок на утёнке, цыплёнок на утёнке, а курица на утке!

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл гулять?
Куда пошли гулять утка с утятами курица с цыплятами?
Что умеет делать утка с утятами?
Чего не умеет делать курица с цыплятами?
Что придумали птицы?
Почему про утку сказали «добрая»?
Птицы «переплыли речку в полминутки»,что это значит?
2. Пересказать.

ГОРКА
Н.Носов
Ребята построили во дворе снежную горку. Полили её водой и пошли домой. Котька не работал. Он дома сидел, в окно глядел. Когда ребята ушли, Котька нацепил коньки и пошёл на горку. Чирк коньками по снегу, а подняться не может. Что делать? Котька взял ящик с песком и посыпал горку. Прибежали ребята. Как же теперь кататься? Обиделись ребята на Котьку и заставили его песок снегом засыпать. Котька отвязал коньки и стал горку снегом засыпать, а ребята снова полили её водой. Котька ещё и ступеньки сделал.

1. Ответить на вопросы:
Что делали ребята?
Где был в это время Котька?
Что случилось, когда ребята ушли?
Почему Котька не смог подняться на горку?
Что тогда он сделал?
Что же случилось, когда прибежали ребята?
Как поправили горку?
2. Пересказать.

Осенью небо пасмурное, затянуто тяжёлыми тучами. Солнце почти не выглядывает из-за туч. Дуют холодные пронизывающие ветры. Деревья и кусты стоят голые. Облетел их их зелёный наряд. Трава пожелтела и засохла. Кругом лужи и грязь.

1. Ответить на вопросы:
Какое сейчас время года?
Что описывается в рассказе?
Какое осенью небо?
Чем оно затянуто?
Что сказано про солнце?
А ветры какие дуют?
Как автор говорит про деревья?
Что стало осенью с травой?
И ещё что отличает осень?
2. Пересказать.

КУРОЧКА.
Е.Чарушин.

Ходила курочка с цыплятами по двору. Вдруг пошёл дождик. Курочка скорей на землю присела, все пёрышки растопырила и заквохтала: «Квох-квох-квох-квох!» Это значит: прячьтесь скорей. И все цыплята залезли к ней под крылышки, зарылись в её тёплые пёрышки. Кто совсем спрятался, у кого только ножки видны, у кого головка торчит, а у кого только глаз выглядывает.
А два цыплёнка не послушались своей мамы и не спрятались. Стоят, пищат и удивляются: что это такое им на головку капает?

1. Ответить на вопросы:
Где курочка с цыплятами ходила?
Что случилось?
Что сделала курочка?
Как цыплята прятались под крылышки курицы?
А кто не спрятался?
Что они стали делать?
2. Пересказать.

ЛАСТОЧКА.

Ласточка-мама учила птенчика летать. Птенчик был совсем маленький. Он неумело и беспомощно махал слабенькими крылышками.
Не удержавшись в воздухе, птенчик упал на землю и сильно ушибся. Он лежал неподвижно и жалобно пищал.
Ласточка-мама очень встревожилась. Она кружила над птенчиком, громко кричала и не знала, как ему помочь.
Птенчика подобрала девочка и положила в деревянную коробочку. А коробочку с птенчиком поставила на дерево.
Ласточка заботилась о своём птенчике. Она ежедневно приносила ему пищу, кормила его.
Птенчик начал быстро поправляться и уже весело щебетал и бодро махал окрепшими крылышками.
Старый рыжий кот захотел съесть птенчика. Он тихонько подкрался, залез на дерево и был уже у самой коробочки.
Но в это время ласточка слетела с ветки и стала смело летать перед самым носом кота.
Кот бросился за ней, но ласточка проворно увернулась, а кот промахнулся и со всего размаха хлопнулся на землю. Вскоре птенчик совсем выздоровел и ласточка с радостным щебетанием увела его в родное гнездо под соседней крышей.

1. Ответить на вопросы:
Какое несчастье случилось с птенчиком?
Когда случилось несчастье?
Почему оно случилось?
Кто спас птенчика?
Что задумал рыжий кот?
Как ласточка-мама защитила своего птенчика?
Как она заботилась о своём птенчике?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

БАБОЧКИ.

Стояла жаркая погода. На лесной полянке летали три бабочки. Одна была жёлтая, другая коричневая с красными пятнышками, а третья бабочка была голубая. Опустились бабочки на большую красивую ромашку. Тут прилетели ещё две разноцветные бабочки и сели на ту же ромашку
Тесно было бабочкам, зато весело.

1. Ответить на вопросы:
О ком рассказ?
О чём говорится сначала?
Какие были бабочки?
Куда опустились бабочки?
Какая была ромашка?
Сколько бабочек ещё прилетело?
Какие они были?
О чём говорится в конце?
2. Пересказать.

ВНУКИ ПОМОГЛИ.

У бабушки Нюры пропала коза Ночка. Бабушка сильно расстроилась.
Пожалели внуки бабушку и решили помочь ей.
Ребята пошли в лес искать козу. Она услыхала голоса ребят и пошла навстречу.
Бабушка очень обрадовалась, когда увидела свою козочку.

1. Ответить на вопросы:
О ком говорится в рассказе?
Почему расстроилась бабушка Нюра?
Как звали козу?
Что решили сделать внуки? Почему?
Как нашлась коза?
Чем закончилась эта история?
2. Пересказать.

СТЫДНО ПЕРЕД СОЛОВУШКОЙ.
В. Сухомлинский.

Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
Соловей перестал петь.
Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
-Зачем ты берёшь с собой мусор? – сказала Оля. -Брось под куст. Ведь мы в лесу. Никто не увидит.
-Стыдно … перед соловушкой,- тихо ответила Лида.

1. Ответить на вопросы:
Кто пошёл в лес?
Для чего Оля и Лида пошли в лес?
Что услышали девочки в лесу?
Как Оля поступила с мусором? А Лида?
Почему рассказ называется «Стыдно перед соловушкой?
Чей поступок вам больше нравится? Почему?
2. Пересказать.

Летом дружили белка и зайка. Белка была рыжая, а зайка – серый. Каждый день они дружно играли.
Но вот пришла зима. Выпал белый снег. Рыжая белка залезла в дупло. А зайка залез под ветку ели.
Однажды белка вылезла из дупла. Она увидела зайку, но не узнала его. Зайка был уже не серый, а белый. Зайка тоже увидел белку. Он тоже не узнал её. Ведь он был знаком с рыжей белкой. А эта белка была серая.
Но летом они снова узнают друг друга.

1. Ответить на вопросы:
Когда подружились белка и зайка?
Какими они были летом?
Почему белка и зайка не узнали друг друга зимой?
Где прячутся белка и заяц зимой от морозов?
Почему летом они снова узнают друг друга?
2. Пересказать.

БАСНЯ "ДВА ТОВАРИЩА".
Л.Н.Толстой.

Шли по лесу два товарища, и вскочил на них медведь. Один бросился бежать, влез на дерево и спрятался, а другой остался на дороге. Делать ему нечего – он упал наземь и притворился мёртвым.
Медведь подошёл к нему и стал нюхать: он и дышать перестал.
Медведь понюхал ему лицо, подумал, что мёртвый, и отошёл.
Когда медведь ушёл, тот слез с дерева и смеётся.
- Ну что,- говорит,- медведь тебе на ухо говорил?
- А он сказал мне, что плохие люди те, которые в опасности от товарищей убегают.

1. Ответить на вопросы:
Почему басня названа « Два товарища»?
Где были мальчики?
Что с ними случилось?
Как поступили мальчики?
Как вы понимаете выражение «упал наземь»?
Как отреагировал медведь?
Почему медведь подумал, что мальчик мёртвый?
Чему учит эта басня?
Как бы вы поступили в данной ситуации?
Настоящими ли товарищами оказались мальчики? Почему?
2. Пересказать.

У нас есть кошка. Её зовут Мурка. Мурка чёрная, только лапки и хвостик белые. Шёрстка мягкая, пушистая. Хвост длинный, пушистый, глаза у Мурки жёлтые, как огоньки.
У Мурки пять котят. Три котёнка совсем чёрные, а два пёстренькие. Все котята пушистые, как комочки. Мурка и котята живут в корзинке. Корзинка у них очень большая. Всем котятам удобно и тепло.
Ночью Мурка охотится на мышей, а котята сладко спят.

1. Ответить на вопросы:
Почему рассказ назван «Мурка»?
Что вы узнали о Мурке?
Расскажите про котят.
О чём говорит концовка?
2. Пересказать.

КАК МЕДВЕДЬ САМ СЕБЯ НАПУГАЛ.
Н.Сладков.

Вошёл медведь в лес. Хрустнула под его тяжёлой лапой сухая веточка. Испугалась белка на ветке – выронила из лапок шишку. Упала шишка – угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц и помчался в гущу леса. Наскочил на сорок, из-под кустов выпрыгнул. Те крик подняли на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать.
Тут остановился медведь, насторожил уши: белка лопочет, сороки стрекочут, лоси кусты ломают… «Не уйти ли лучше?» - подумал медведь. Рявкнул и дал стрекача.
Так медведь сам себя напугал.

1. Ответить на вопросы:
Куда вошел медведь?
Что хрустнуло у него под лапой?
Что сделала белка?
На кого упала шишка?
Что сделал заяц?
Кого увидела сорока? Что она сделала?
Что решили лоси? Что они сделала?
Как повел себя медведь?
Что означает выражение «дал стрекача» , «рявкнул»?
Чем заканчивается рассказ?
Кто же напугал медведя?
2. Пересказать.

ПОЖАРНЫЕ СОБАКИ.
Л.Н.Толстой.

Бывает часто, что в городах на пожарах остаются в домах дети и их нельзя вытащить, потому что от испуга спрячутся и молчат, а от дыма их нельзя рассмотреть. Для этого в Лондоне приучены собаки. Собаки эти живут с пожарными, и когда загорается дом, то пожарные посылают собак вытаскивать детей. Одна такая собака спасла двенадцать детей, ее звали Боб.

Один раз загорелся дом. Когда пожарные приехали к дому, к ним выбежала женщина. Она плакала и говорила, что в доме осталась двухлетняя девочка. Пожарные послали Боба. Боб побежал по лестнице и скрылся в дыму. Через пять минут он выбежал из дома, а в зубах за рубашку нес девочку. Мать бросилась к дочери и плакала от радости, что дочь была жива.

Пожарные ласкали собаку и осматривали ее - не обгорела ли она; но Боб рвался в дом. Пожарные подумали, что в доме еще есть что-нибудь живое, и пустили его. Собака побежала в дом и скоро выбежала с чем-то в зубах. Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, то все расхохотались: она несла большую куклу.

1. Ответить на вопросы:
Что произошло один раз?
Где это случилось, в каком городе?
С кем приехали к дому пожарные?
Что делают на пожаре собаки? Как они называются?
Кто выбежал к пожарным, когда они приехали?
Что делала женщина, о чём говорила?
Как Боб нёс девочку?
Что сделала мать девочки?
Что делали пожарные после того, как собака вынесла девочку?
Куда рвался Боб?
Что подумали пожарные?
Когда народ рассмотрел то, что она вынесла, что они стали делать?
2. Пересказать.

КОСТОЧКА.
Л.Н.Толстой

Купила мать слив и хотела их дать детям после обеда. Они лежали на тарелке. Ваня никогда не ел слив и всё нюхал их. И очень они ему нравились. Очень хотелось съесть. Он всё ходил мимо слив. Когда никого не было в горнице, он не удержался, схватил одну сливу и съел.
Перед обедом мать сочла сливы и видит, одной нет. Она сказала отцу.
За обедом отец и говорит:
- А что, дети, не съел ли кто-нибудь одну сливу?
Все сказали:
- Нет.
Ваня покраснел, как рак, и сказал тоже:
- Нет, я не ел.
Тогда отец сказал:
- Что съел кто-нибудь из вас, это нехорошо; но не в том беда. Беда в том, что в сливах есть косточки, и если кто не умеет их есть и проглотит косточку, то через день умрёт. Я этого боюсь.
Ваня побледнел и сказал:
- Нет, я косточку бросил за окошко.
И все засмеялись, а Ваня заплакал.

1. Ответить на вопросы:
Как звали главного героя?
Что купила мама детям?
Почему Ваня съел сливу?
Когда мама обнаружила пропажу?
Что спросил отец у детей?
Почему он сказал, что можно умереть?
Почему Ваня сразу признался, что съел сливу?
Почему мальчик заплакал?
Правильно ли Ваня поступил?
Жалко ли вам мальчика или нет?
Как бы вы поступили на его месте?
2. Пересказать.

Стояло тёплое солнечное утро. Пушистый рыженький утёнок, стараясь не шуметь, открыл дверь своего дома и вышел на улицу. Он с удовольствием шлёпал широкими красными лапками по сочной зелёной траве. Малышу хотелось идти как можно быстрее, ведь он отправился в путь по важному делу, но только неуклюже переваливался сбоку набок и с досадой произносил: «Кря, кря»...
Когда утёнок миновал последний дом в их деревне, из травы навстречу ему выбежал крошечный цыплёнок, совсем желторотый и пушистый, как одуванчики, которые росли вокруг. Кряк обратил внимание на косыночку, покрывавшую головку цыплёнка, и решил, что это девочка. Малышка была явно чем-то напугана, она быстренько перебирала тоненькими ножками, а когда поравнялась с утёнком, остановилась и с трудом перевела дыхание.
– Скажи, кто ты и как называется эта деревня? – с тревогой спросила кроха.
Утёнок внимательно посмотрел на незнакомку и с достоинством ответил:
– Я утёнок Кряк, а деревня называется Кряквино. Почему ты дрожишь? – в свою очередь задал он вопрос.
– Я потеряла маму-курицу, уважаемую Коко. Может, ты её видел?
– Нет, твою маму я не встречал. Послушай, пойдём в деревню к моей маме! Она, наверное, знает, где твоя. Кстати, как тебя зовут?
– Я Цыпа,– произнесла та и задумалась.
– Что же мне делать? – вслух размышляла Цыпа. – Как найти маму?! Она будет меня руга-а-ать, – Цыпа уже хотела заплакать, но тут же передумала. Рядом с утенком ей было не страшно.
– Кряк, а ты тоже заблудился?
– Нет. Если ты умеешь хранить секреты, расскажу.
– Конечно, умею. Люблю разные секреты, – с любопытством смотрела на него Цыпа в ожидании услышать тайну.
– Я иду к озеру, – зашептал Кряк, – хочу научиться плавать. Все мои братья и сёстры делают это превосходно, а у меня никак не получается. Вчера вечером мама осталась недовольна мной. Сказала, что я неумеха и трусишка. Мне было так стыдно... А сегодня утром решил доказать, что я настоящий утёнок, и такой же смелый, как все. Вышел из дома потихоньку, никому ничего не сказал. Хочешь пойти со мной на озеро?
Цыпа обрадовалась: наконец-то она была не одна! Подпрыгнула на своих коротеньких ножках и закричала:
– Да, да, побежали!
– Я не могу быстро бегать... – вздохнул Кряк.
– Что ты, это же так просто!
– У тебя, Цыпа, лапки тоненькие и ты их быстро переставляешь. А мои широкие, на ласты похожи. На таких и ходить-то трудно.
– Хорошо, буду идти с тобой рядом. Ты так смешно качаешься сбоку набок, – рассмеялась Цыпа.
– Не смейся... Мы же с тобой теперь друзья. Над друзьями не смеются, а во всем помогают им, – обиделся Кряк.
– Да ладно тебе, – примирительно махнула крылышком Цыпа и зашагала рядом.
Какое-то время она старалась идти медленно, но вскоре ей надоело плестись, она снова вырвалась вперёд, оставив нового друга позади. А когда показалось озеро, Цыпа закричала:
– Ура! Вот и озеро!
Стремглав малышка бросилась к берегу и, не раздумывая, бултыхнулась в прохладную синь воды...
– Ой, тону! Помогите! – отчаянно била крылышками Цыпа.
Утёнок услышал испуганный голос и бросился на помощь, но бежать быстро не получалось. Кряк споткнулся и покатился по крутому склону к озеру. Оказавшись в воде, окунулся с головой, лапки сами собой задвигались, и он поплыл к Цыпе. В этот момент утёнок забыл, что не умеет плавать, и не боялся утонуть. Он приблизился к подружке, а та уже совсем выбилась из сил, жёлтенькая головка то и дело погружалась в воду, клювик беззвучно открывался, жадно хватая воздух.
– Держись за меня! – крикнул Кряк.
Цыпа ухватилась за крылышко утёнка и забралась к нему на спину. Скоро оба уже были на берегу. Цыпа спрыгнула на траву и стала смешно отряхивать мокрые крылышки, подставляя то одно, то другое под лучи яркого солнышка. Усталый утёнок разлёгся на травке.
– А почему ты не мокрый? – вдруг спросила Цыпа.
– Утки не бывают мокрыми. Вода скатывается с наших перьев, потому что они смазаны жиром.
– Вон оно как, – удивилась Цыпа, расправлявшая клювиком свой слипшийся пух.
– Зачем ты прыгнула в озеро? – недоумевал утёнок. – Ты же могла утонуть. Если не умеешь плавать, не лезь в воду. А мы, утята, почти с рождения должны это делать.
– Ну и что! Я тоже научусь, – заносчиво ответила Цыпа.
– Курицы не плавают. Хотя это, оказывается, так просто! Зато вы можете быстро бегать.
Цыпа с удовольствием растянулась на травке, подставляя солнышку животик, и совершенно не собиралась благодарить друга за спасение. Кряк приподнялся и воскликнул:
– Цыпа! А ведь у меня получилось... Я научился плавать!
– Вот видишь, как я тебе помогла, – с гордостью произнесла Цыпа.
– Ты не помогала мне. Я сам поплыл и, между прочим, спас тебя.
– Если бы я не тонула, ты так и не научился бы, – высокомерно продолжила Цыпа.
Утёнок обиделся и ничего не ответил, только поджал лапки и повернулся с бока на брюшко.
– Скучно с тобой, Кряк, – поднялась с травы Цыпа. – Даже в догонялки не поиграешь.
Она вскочила и стала бегать, прыгать вокруг утёнка. В это время неподалёку показались курица и утка, спешившие к ним.
– Наши мамы идут! – крикнула Цыпа.
Кряк вскочил и радостно заковылял навстречу. Когда он приблизился к маме, сразу виновато закрякал.
– Мамочка, прости меня, я больше не буду уходить один так далеко, – просил прощения Кряк.
В это время курица Коко распушила перья и, широко расставив крылья, направилась к своему непослушному ребёнку. Цыпа опасливо попятилась.
– Мама, не ругай меня! Я чуть не утонула!
– А кто же тебя спас? – спросила свою дочь Коко, и недоверчиво посмотрела на нее.
– Кряк!
Курица остановилась и подошла к Кряку.
– Спасибо, Кряк, что ты не дал утонуть моей доченьке. Я бы этого не пережила...
Утка-мама с гордостью улыбнулась и погладила крылышком Кряка по головке.
– Какое счастье, что всё хорошо закончилось! Я так волновалась. Прощаю тебя, сынок. Ты совершил благородный поступок. Но больше не уходи без разрешения из дома. А Вы, уважаемая Коко, приходите к нам в гости. У вас много цыплят, а у нас – утят. Пусть дети играют вместе. Будем дружить.
– Ура! – закричали Кряк и Цыпа.
– Спасибо за сына и за приглашение, – ответила Коко.
Они разошлись по своим деревням, пообещав, что завтра обязательно встретятся.

Курочка Ряба и десять утят

Знаешь сказку про деда и бабу
И курочку рябу?
Если ты её знаешь,
Могу я
Рассказать тебе сказку другую.
Жили-были другие дед и баба,
И была у них другая курочка ряба.

Не золотое,
Простое.
Не всмятку
И не крутое,
А самое обыкновенное -
Сырое.
Мышка бежала,
Хвостиком махнула -
Яичко упало
И разбилось.

Горько плачет
Курочка ряба.
Пожалела курочку
Баба,
Прибежала в курятник с корзиною,
А в корзине - яйца утиные,
Не одно, а целый десяток.

Высиживай, ряба, утяток!
А рябая курочка рада.
Ничего ей больше не надо.
Принялась она сразу за дело -
Весь десяток высиживать села.
Дни и ночи сидит напролёт.
Редко-редко поест и попьёт.
Скоро вылупились у наседки
Из скорлупок пушистые детки -
Целый десяток
Жёлтых утяток.

Запищали один за другим:
- Есть хотим!
Пить хотим!
Жить хотим!
На цыплят они не похожи:
На ногах - перепонки из кожи,
А носы у них плоские, длинные,
Не куриные,
А утиные.

Вышла с детками курочка-мать
Из ворот погулять, поклевать.
Разгребает землю проворно,
Ищет лапкою крошки и зёрна.
Отыскала и кличет утят,
А утята идти не хотят -
Убежали куда-то в канавку,
Щиплют клювами свежую травку.
А у курицы
Короток нос,
До утиного не дорос.
Хорошо ей клевать зерно,
А траву щипать мудрено.
Ковыляют утята за курицей,
По зелёной спускаются улице.
Увидали широкий пруд,
Побежали к воде - и плывут,
Воду пьют, обгоняют друг друга…
А наседка кричит с перепугу:
- Куд-куда! Куд-куда! Вы куда?
Иль не видите? Это вода!

Уж такая курица птица,
Что воды, как огня, боится.
А утята, почуяв свободу,
Так и режут студёную воду.
Выходить из воды не хотят.
Смотрит курица-мать на утят,
Беспокойно по берегу ходит,
Глаз с детей непослушных не сводит.
- Ко-ко-ко! - говорит. - Ко-ко-ко!
Вы утонете! Там глубоко!
И сама она в воду пошла бы,
Да не плавают курочки рябы!

Возвращаются девять утят,
Вперевалку выходят, спешат.
Только младший вернуться не хочет,
Машет крыльями, голову мочит.
Увидал плавунца - и нырнул.
А наседка кричит: - Караул!
Самый младший сынок утонул!
Вот и вышел утёнок десятый,
Да ушли остальные утята -
Друг за дружкой цепочкой идут
И в другой направляются пруд.
Добежать им осталось немножко.
Вдруг навстречу - усатая кошка.

Притаилась она за травой,
Только водит слегка головой,
На утят ковыляющих щурится.
Да её заприметила курица.
Поглядела сердитым глазом,
Пух и перья взъерошила разом
И, хоть прежде летать не умела,
Над землёю стрелой полетела.
Налетела и ринулась в бой,
Всех утят прикрывая собой.
Плохо кошке пришлось в этой схватке.
Удирает она без оглядки
По траве между кочек и пней.
А наседка -
Вдогонку
За ней -
Через ямы, бугры и ухабы…
Ну и храбрая курочка ряба!

Цель : расширить представление детей о группе птиц на основе знакомства с курицей и уткой.

Задачи :

Воспитывать положительное отношение к домашним птицам

Познакомить детей с названиями домашних птиц: курицы и утки.

Дать основные сведения о их строении, питании, образе жизни

Закрепить и повторить понятия зимующих и перелетных птиц

Продолжать развивать связную устную речь

Развивать логическое мышление на основе отгадывания загадок

Продолжать вводить в словарь новые понятия

Закрепить знания детей в определение времени года по мнемокартам, используя эталоны цвета.

План:

1. Организационный момент

2. Логопедическая работа

3. Повторение

4. изучение нового материала

5. Физминутка с использованием логоритмики

6. Практическая часть

7. Обобщение, итог.

Предварительная работа : Рассказывания сказки В. Сутеева «Цыплёнок и утёнок», рассматривания картинок птиц, Д/и «4-й лишний», разрезные картинки.

Оборудование: Картинки домашних и диких птиц, сюжетная картинка «Птицеферма» , шаблоны курицы, картинки (птичница, поилка) , карандаши, мнемокарты на каждого ребёнка(время года).

Ход занятия:

1.Здравсвуйте, ребятки посмотрите на столах лежат карточки, поднимите те у кого карточка обозначает зиму,а теперь те у кого лето и т.д.(лето -красная, осень -жёлтая, зима -синяя, весна -зелёная).

2. А сейчас мы сделаем небольшую гимнастику для наших язычков. (проводится артикуляция и дыхательная гимнастика)

Давайте с вами процокаем, как лошадки. Вот так! (показываю) А, теперь покажите как тикают часы. Для чего нам нужны часы?

Кто мне скажет, кто такой маляр? (ответы детей). Поработаем малярами. Зубы это наш забор, а язычком мы будем красить. Давайте покрасим заборчик.

Кто из вас ходил в зоопарк? Все видели тигра. Порычали как тигры Где язычок? Молодцы!

3. Отгадайте загадку

Не животное

Умеет летать

Есть крылья клюв и хвост

Правильно, молодцы!

Посмотрите, кто к нам в гости прилетела? Каркуша (из спокойной ночи)

Здравствуйте ребята! А вы знаете из какой я передачи? Я к вам прилетела не просто так! Мне бы хотелось вместе с вами послушать о моих пернатых друзьях!

4. На доске вывешиваются картинки перелетных и зимующих птиц.

Ребята, а каких вы птиц знаете? Почему они называются перелетными? Чем отличаются зимующие птицы от перелетных? Чем они питаются? Как по-другому мы их называем? (дикие) Каких домашних птиц вы знаете? А вы знаете, почему их называют домашние?

5. Рассказ воспитателя, словарная работа над словами: приручить, одомашнить.

Птица была приручена человеком около 5 тысяч лет назад, было это очень давно. Из большого разнообразия птиц одомашнить или приручить удалось только несколько видов. К ним относятся (детям показываю картинки) - куры, утки, гуси, индейки.

Все хором повторяют слова одомашнить, приручить.

А теперь отгадайте загадки.

I.Пестрая крикушка

Ловит лягушек

Ходит вразвалочку

Вспотыкалочку (утка)

Кто это? Как вы догадались? Что такое вразвалочку? А что такое вспотыкалочку?

II. Квохчет, квохчет, детей зовет,

Всех под крылья соберет

Кто это? Почему это курица? Квохчет, иначе можно сказать кудахчет.

Вывешиваются на доске картинки утки и курицы. Идет работа по картинкам.

Посмотрите, чем они похожи? У них есть голова, туловище и шея (воспитатель показывает) Сколько ножек у утки? А у курицы? Сколько вместе? Чем покрыто их туловище? Какого цвета оперенье? Какого цвета бывают утки? Какого цвета бывают куры? Что у них на туловище? (крылья)

Аналогичный разбор головы.

А чем они не похожи? Обратите внимание на шею, на клюв у кур и на клюв у утки. А лапки у них похожи? Где живут куры и утки? Есть еще специальные фабрики и фермы, где выращивают кур и уток.

Посмотрите на картинку. Это ПТИЦЕФАБРИКА. (работа по сюжетной картинке).

Что вы видите? Кто знает, как называется эта профессия? (птичница) Что еще вы увидели на картине? (кормит кур) Повторим все вместе: Птичница кормит кур. Чем их кормят? (пшеницей, овсом и т.д.) Какую пользу приносят домашние птицы?

Физминутка

Встали все, сейчас отправимся на нашу полянку, загадки отгадки, с использованием гимнастики

I. Явился в желтой шубке

Прощайте две скорлупки

(Цыпленок)

II. Пушистый матросик,

Лопаточкой носик

На ножках коротеньких

Красные ботики

Дети сейчас вместе со мной расскажем стихотворение (речь с движениями).

Утка в море поплыла

Утка куру позвала

Кря-кря-кря плыви сюда!

Ей хохлатка куд-куда?

Гордо к дому пошагала

Обернулась: места мало.

Действительно ли курица не пошла, потому что места мало? А почему? (ответы детей: потому что курица не может плавать, как утка.) Потому что утка живет в воде, курица нет.

Молодцы, превращаемся в детей и садимся за столы.

6. Дети мы сегодня много говорили о курице и утке. А сейчас я вам раздам шаблоны кур, вы обведете их и раскрасите.(выполнение за столами)

7. Какие части тела есть у утки? Какие части тела есть у курицы? Чем отличается курица от утки? Какую пользу приносят эти птицы?

Дети отвечают на вопросы воспитателя

Ванечка, скажи, как называют детеныша курицы? А утки? Даша назови части тела у утки? А Коля назовет у курицы? Мая, чем питаются? С какими новыми словами познакомились?

Ребята, Каркуше очень понравилось, как мы играли, рисовали, рассказывали, но ему пора улетать. (Дети прощаются)

8. Молодцы, сегодня все хорошо отвечали на вопросы и отгадывали загадки.

Встали все красиво. Занятие окончено, можете быть свободны.

2024 gnezdohome.ru. Gnezdohome - Строительный портал.