Опыт работы воспитателя доу по теме. Описание опыта работы воспитателя. Опыт работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с историей и событиями ВОВ

Светлана Рязанова
Описание опыта работы воспитателя

Как сказал Сухомлинский Василий Александрович :

Твёрдо убеждён, что есть качества души, без которых человек,

не может стать настоящим воспитателем ,

и среди этих качеств на первом месте

Умение проникнуть в духовный мир ребёнка. "

На мой взгляд – это достаточно четкое определение моего стиля работы .

В чем же заключается секрет успеха Воспитателя ? Наверное, в особенности отношения к окружающему миру и к самому себе. Стремление к сотрудничеству с воспитанниками , родителями, коллегами. Но самый главный секрет, на мой взгляд, – это умение видеть в каждом ребенке личность и принимать его таким, какой он есть на самом деле. Проще говоря, все обучение и воспитание может строиться только на любви к детям, к своему делу.

Еще в работе воспитателя необходимы находчивость и смекалка.

Что мне надо для работы –

Это ручки и блокноты, это мячики и ноты,

Это кнопки и расчески, это книги и шнуровки,

Дрель, шурупы и ножовка, много тряпочек, перловка,

Клей, конструктор, микроскоп – даже проволоки моток.

Это все мне пригодится для успешного проекта,

по развитию детей.

Даже баночка сгодится для новейшего объекта,

Для развлечению гостей.

Я могу сломать, построить, передвинуть и скроить,

Сфантазировать, сформулировать, все вскопать и все отрыть.

Ценит мой работодатель мое рвенье и запал ,

Ведь я просто – воспитатель , ну а в группе – генерал!

Все это способствует интересному, познавательному и динамичному учебному процессу, а если говорить современным языком, то системно - деятельностному подходу в работе с детьми . Сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться. Для этого я создаю Предметно - развивающую среду с программой, реализуемой в ДОУ и возрастными особенностями воспитанников .

Среда способствует становлению и развитию деятельностной активности ребенка, проявлению любознательности, собственной индивидуальности, накоплению игрового, творческого, исследовательского опыта . Разнообразное наполнение среды пробуждает инициативу, мотивирует к деятельности, дает возможность ребенку самостоятельно организовать процесс познания, получить наглядный результат своей деятельности, сделать его положительным переживанием и личным достижением. В моей группе каждый ребенок найдет себе дело по душе.

В своей работе я способствую сохранению физического здоровья детей, используя различные средства и приемы (игры, пособия, дидактические материалы) . Для этого созданы все условия.

Когда мы говорим о системно - деятельностном подходе в работе с детьми прежде всего я должна сказать о проектном методе, который широко применяю как при непосредственной образовательной деятельности, так и при работе с родителями . Проекты бывают тематические, краткосрочные и долгосрочные, с привлечением родителей и гостей.

Не могу промолчать о Интегрированном подходе к непрерывной образовательной деятельности. (совместной, организованной, самостоятельной) . Например, моя любимая театрализованная деятельность может легко совмещаться с художественно – эстетическим развитием, развитием речи, декоративно – прикладным развитием, с учетом индивидуального подхода к детям.

Коллективная работа – одно из средств социализации ребенка в коллективе, развитию у него общечеловеческих ценностей (доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие) .

В своей работе я широко использую ИКТ. Это замечательное средство познания мира. Применяется на непосредственной образовательной деятельности, так и во время праздников и семейных посиделок. Это неоценимая вещь, стирающая все грани невозможного! Огромный простор, позволяющий показать детям, многие скрытые ранее вещи.

Используя продуктивную деятельность детей делает предметно – пространственную среду в группе более значимой для ребенка. И потому, в своей многоплановой работе с детьми , я уделяю большое внимание продуктивным видам деятельности, используя ее в играх (режиссерских, авторских) .

Если говорить о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я использую в работе : индивидуальный подход к каждому ребенку. С учетом его потребностей, возможностей, физического и психического развития.

Особое внимание уделяю эмоциональной комфортности каждого ребенка. Я создала для каждого ребенка альбомчик, который называется "Мои достижения" или «Дневники успеха» , в который дети собирают свои наклейки, звездочки и медальки за : хорошие поступки, правильные ответы, за выступления на праздниках и за все, что только может сделать ребенок в детском саду! Дети очень любят и гордятся своими достижениями! Я считаю, что эмоциональная комфортность ребенка имеет большое значения для развития успешной личности.

Так же в раздевалке созданы условия для сохранности детских работ , папки с файлами, под названием «Мой вернисаж» . Работы собираются за все время, проведенное ребенком в детском саду. Находятся в свободном доступе для родителей и детей.

Я собираю портфолио на каждого своего воспитанника , что позволяет мне более внимательно отнестись к каждому и добиться более высоких результатов. В портфолио добавляются грамоты и благодарности за участие детей и родителей в праздниках и проектах, в открытых мероприятиях и выставках как внутри детского сада, так и вне его. Эти документы находятся в доступе для родителей, и они могут самостоятельно проследить за успехами своего ребенка, развивая в нем чувство успешности.

Игра является ведущей деятельностью в дошкольном периоде. Я разработала много игр и пособий для детей, по зонам развития с учетом требования ФГОСДО : Этих игр 37. Каждый ребенок может найти себе занятие по интересам. Это позволяет формировать познавательные интересы и познавательные действия в различных видах деятельности.

Говоря о степени соответствия современным тенденциям развития образования, то я работаю над УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ. Приобщаю детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства.

Большое внимание уделяю нравственным проблемам, воспитанию в детях таких общечеловеческих ценностей, как доброта, порядочность, отзывчивость, милосердие. Это не только посещение районных памятников и музеев.

Я использую продуктивную деятельность детей при изготовлении листовок для микрорайона с поздравлениями. Созданием стен газет детьми и родителями к праздникам для библиотеки и др. обществ. организаций. Так же мои дети участвовали в селфи проект «Стоп – кадр» к 70 летию победы. Работы готовили родители .

УСПЕШНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ РЕБЕНКА В ОБЩЕСТВЕ ПОМОГАЕТ : сотрудничество с социальными учреждениями. Это районная библиотека, где дети не только знакомятся с литературными произведениями, но и учатся общаться, чувствовать свою значимость в коллективе; сотрудничество с Благотворительным фондом «Старость в радость» и с Домом ребенка №13. Это учит детей Состраданию, сопереживанию, желание помочь, у детей развиваются нравственные качества.

Мое Сотрудничество с родителями - это особая тема. В начале пути каждого человека рядом с беззащитным малышом находятся самые главные люди в его жизни - родители. Для просвещения родителей мною создана большая подборка информационного материала. Родители могут получить рекомендации по интересующим их вопросам. Особое внимание уделяется направленности группы – целиакия. Я подобрала методические рекомендации, подборку рецептов и информацию о медицинских центрах, занимающихся этой проблемой.

Особое внимание хочется уделить «Семейным гостиным» , которые я провожу регулярно с родителями и детьми. В налаживании контактов с детьми важно, чтобы родители и воспитатели были союзниками . Мои «семейные гостиные» очень хорошо способствуют этому. Родители наблюдают за детьми и играют с ними, а я делаю выводы, даю рекомендации и советы. При необходимости обращаюсь к специалистам.

Также для родителей и детей я провожу мастер классы. Цель моей работы на мастер классах не только познакомить с методами, приемами и техниками работы с детьми . Главное - дать возможность трудиться вместе, побыть вместе, занимаясь одним общим делом. Ведь все мы знаем – что совместный труд –объединяет! это должно укрепить связи в семье, а я могу сделать выводы о психологической обстановке в семье…

Использование интернет - ресурсов - создана группа в соц сетях. Для дистанционного общения с родителями.

Я Делюсь опытом своей работы . Провожу Мастер - классы для коллег – педагогов в районе, в городе и для творческой группы АППО. Была участником Пятой культурно – оздоровительной выставки «Тотоша. Здоровое развитие» . На известных интернет – порталах выставляю Печатные работы . И маам. ру и нс портал. Являюсь наставником молодых специалистов.

Активно занимаюсь Общественной работой в своем детском саду. Участвую не только в праздниках, ПРОЕКТАХ И РАЗРАБОТКЕ ПРоГРАММ , но и при посадке растений на территории детского сада. Имею благодарности и сертификаты за участие в конкурсах.

И ещё немного поэзии Про себя….

В моей работе много позитива ,

Улыбок и звонкого смеха детей

И в этом есть большая перспектива

Для всех моих задумок и страстей.

Хочу творить – но я не поэтесса,

Хочу прекрасной быть –

Но я же не принцесса.

Хочу летать – но я не испытатель,

Я просто очень мудрый воспитатель .

Ценю детей, люблю их не шутя,

И не браню их за ошибки сгоряча.

Хочу, чтобы в воспитаннике каждом ,

Развилось, сохранилось, сбереглось

Все то, что для любого очень важно,

И нам всем, как награда – воздалось.

Ведь дети – это наше продолжение,

Наш смысл жизни, стимул и душа.

Какими они будут, без сомнения,

От нас зависит - говорю Вам не шутя.

Спасибо за внимание.

Мизгиева Аза Герихановна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Д\с "Солнышко"
Населённый пункт: П.Солнечный Усть-Майский улус РС(Я)
Наименование материала: Статья
Тема: "Обобщение педагогического опыта работы в ДОУ"
Дата публикации: 29.03.2018
Раздел: дошкольное образование

Обобщение

Педагогического опыта работы

Воспитателя 1 смешанной группы

Мизгиевой Азы Герихановны

П.Солнечный

Здравствуйте, меня зовут Мизгиева Аза Герихановна, я -воспитатель

МБДОУ «Детский сад «Солнышко» п. Солнечный. Позвольте предложить

Вашему вниманию опыт своей работы!

Целью моей работы в детском саду является гармоничное развитие детей

дошкольного возраста.

Перед собой я ставлю такие Задачи:

Формирование интегративных качеств дошкольников

Реализация образовательных областей

Развитие познавательных психических процессов дошкольников

Расширение собственной методологической культуры.

В своей работе я использую информационно - коммуникационные

технологии, проектную деятельность.

Проект – игра всерьёз: результаты её значимы для детей и взрослых.

Исходным пунктом проекта является детский интерес.

Для успешной результативной работы я использую интеграцию

социальное партнёрство, вовлечение родителей в деятельность ДОУ.

Особое внимание уделяю активному участию каждого ребёнка в

образовательной деятельности, развитию его воображения, логики мышления

и фантазии.

Направления работы моей деятельности реализуются через применение

педагогических технологий. Основными являются:

Личностно-ориентированная технология, реализуется через

психологическую поддержку, организацию воспитательного процесса на

основе глубокого уважения к личности ребенка, учете особенностей его

индивидуального развития, отношения к нему как к сознательному,

полноправному участнику воспитательного процесса.

Игровая технология требует правильной организации пространства,

предварительной работы с детьми на начальном этапе реализации, набора

психолого-педагогических методов и приемов;

Проектная деятельность в воспитательно-образовательном процессе ДОУ

носит характер сотрудничества, в котором принимают участие дети и

педагоги ДОУ, а также вовлекаются родители и другие члены семьи.

Родители могут быть не только источниками информации, реальной помощи

и поддержки ребенку и педагогу в процессе работы над проектом, но и стать

непосредственными участниками образовательного процесса, обогатить свой

педагогический опыт, испытать чувство удовлетворения от своих успехов и

успехов ребенка;

для повышения эффективности образовательного процесса использую-

информационно - коммуникационные технологии (ИКТ) .

Без помощи родителей добиться хороших результатов очень сложно. Я

считаю, что в ребенке может укорениться лишь то, что сформировано в

семье, а значит - основой успеха являются родители. Во время выполнения

проекта по НПК с детьми 1 младшей группы родители принимали активное

участие. Вместе со мной искали материал, ходили в спортивный зал с

ребенком, принимали активное участие во всех конкурсах как спортивных,

так и творческих.

Проекты некоторые краткосрочные («Мой веселый звонкий мяч), некоторые

долгосрочные («Мой зеленый подоконник», «Пластилинография»,

«Сказкотерапия»).

Проект«Мой зеленый подоконник» преследовал цель экологическое

воспитание детей дошкольного возраста,

воспитание бережного отношения к природе и добродушного отношения к

окружающему миру; изучить развитие растений на примере одного цветка;

привлечь внимание к проблеме охраны природы.

С помощью родителей мой воспитанник выращивал у себя дома цветы от

посадки семечка до распускания бутона. В ходе проекта он сделал для себя

вывод, что цветы очень нежные растения и им нужен постоянный уход. На

сколько хрупок окружающий мир, что одним неправильным движением

можно погубить все вокруг. Природа это великий дар, который нам послан

всевышним и мы –люди должны беречь и охранять природу. Цель проекта

была достигнута.

Следующий проект был посвящен здоровому образу жизни и назывался

«Мой веселый звонкий мяч»

Цель проекта:

узнать, что мяч может использоваться не только для подвижных игр, но и

стать предметом для изучения и рассмотрения.

Задачи проекта:

Воспитать интерес к спорту, здоровому образу жизни.познакомить со

свойствами мячей, учить сравнивать их по размеру, цвету, форме. Показать,

что в различных видах спорта используются различные виды мячей.

Третий проект «Пластилинография» посвящен нетрадиционной технике

рисования. В этом проекте я преследовала следующие цели и задачи:

Цель: повышение интереса родителей к совместной деятельности с

ребенком, получение новых знаний и освоения их в практической

деятельности, освоение родителями и детьми нетрадиционной техники

рисования пластилином,

Развивать интерес к нетрадиционным способам изображения предметов на

бумаге и широкому применению их в детском садике.

Ожидаемый результат: создание лепной картины с изображением объемных

предметов на горизонтальной поверхности.

В ходе проекта была достигнута цель, родители стали больше внимания

уделять совместной деятельности с детьми, посещают собрания, участвуют в

конкурсах совместно с детьми, изготавливают поделки.

В этом 2018г я начала новый проект «Сказкотерапия».

Актуальность исследования в том, что речь играет важную роль в

становлении личности ребенка-дошкольника. Речь в педагогике и психологии

рассматривалась как основа развития: мышления, воображения, памяти,

эмоций. Развитие устной монологической речи в дошкольном детстве

закладывает основы успешного обучения в школе.

Дело в том, что возраст детей 1 младшей группы от 1,5до 3 . Дети приходят в

садик еще не умея говорить. А «сказкотерапия» помогает им совместно с

родителями увеличить и активизировать словарный запас.

В ходе этого проекта я планирую уделять большое внимание именно

совместной работе родителей и их детей. Родители будут шить костюмы для

театральных представлений, участвовать в совместных праздниках, читать

дома детям сказки, которые учат нас добру. Воспитывают в них патриотизм,

прививают любовь к своей Родине. В наш современный век, в погоне за

материальным достатком мы порой забываем про духовную жизнь. А ведь

именно сказка является тем связующим звеном, который помогаетдетям

повторяя за родителями слова песенок сказок, потешек, примеряя на себя ту

или иную роль вырасти полноценным гражданином своей страны.

Может быть это слишком высоко сказано, но я считаю это именно так! Ведь

как говорится «Сказка-ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок!»

На этом у меня все Спасибо за внимание!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Описание результатов профессиональной педагогической деятельности в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения Нигматулиной Зульфии Мударисовны, воспитателя муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 12 «Сибирячок» общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по познавательно - речевому развитию детей» г. Назарово Красноярского края

В своей деятельности по реализации основной общеобразовательной программы по всем направлениям развития детей в каждый возрастной период, добилась стабильных положительных показателей освоения воспитанниками основной образовательной программы в соответствии с федеральным государственным стандартом дошкольного образования. Результаты педагогического мониторинга достижения детьми планируемых и итоговых результатов освоения Образовательной программы за три учебных года подтверждают положительную динамику развития физических, интеллектуальных и личностных качеств детей. В 2010 - 2011 учебном году данные качества сформированы на высоком (достаточном) уровне у 35% детей первой младшей группы; в 2011 - 2012 учебном году у 65% детей во второй группы; в 2012 - 2013 учебном году у 78% детей средней, что свидетельствует об успешном освоении детьми требований основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Предметно-пространственную среду организую в соответствии с федеральным государственным стандартом и требованиями к созданию предметной развивающей среды, обеспечивая реализацию основной общеобразовательной программы дошкольного образования с учетом принципа интеграции образовательных областей. Материалы и оборудование для одной образовательной области используются детьми и в ходе реализации других областей. В группе создала игровую, учебную и спокойную зоны. Обогатила и расширила познавательно-речевую, здоровьесберегающую, игровую среду через создание центров: «Роворушки», «Речевичок», «Крепыш», «Олимпийцы», мастерскую «Разноцветные ладошки», оборудовала мини – лабораторию, по опытно - экспериментальной деятельности «Почемучки», создала мини-музей «Куклы» и т.д. Наполнила их материалами и оборудованием, которые создают оптимально насыщенную (без чрезмерного и без недостатка) целостную, многофункциональную трансформирующуюся среду и обеспечивают реализацию основной общеобразовательной программы в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной, деятельности, но и при проведении режимных моментов. Обеспечиваю детей такими материалами и оборудованием, при использовании которых их физическому и психическому здоровью не угрожает опасность.

В течение нескольких лет работаю над методической проблемой по созданию условий для речевого развития дошкольников, посредством развития ручной и пальцевой моторики, как основного компонента подготовки детей к обучению в школе. В связи с чем, в своей профессиональной деятельности активно использую современные технологии, адекватные дошкольному возрасту и обеспечивающих организацию образовательного процесса на основе интеграции образовательных областей: О.С. Ушаковой «Развитие речи детей дошкольного возраста», при помощи которой во время непосредственно образовательной деятельности решаю не одну, а комплекс взаимосвязанных речевых задач, которые охватывают все. стороны речевого развития (ЗКР, обогащение словаря, формирование грамматического строя, развитие связной речи); методику Л.А. Ремезовой «Развитие ручной и пальцевой моторики у детей дошкольного возраста», которая обеспечивает развитие у ребенка зрительно - двигательной координации, учит планировать свои действия, обдумывать их и искать верные ответы" и способы деятельности. Вариативно использую элементы ТРИЗ-технологии, приемы моделирования, что обеспечивает возможность выбора детям речевых средств, проявление мыслительной и творческой активности каждого ребенка. Для определения уровня развития интегративных качеств ребенка и уровня освоения детьми образовательных областей разработала специальные оценочные листы и итоговые карты развития ребенка 3-5лет, в. которые заношу планируемые и итоговые результаты освоения детьми программы, отражаю основополагающие линии развития ребенка, в том числе значимые и с точки зрения готовности его к школьному обучению. Достижения детей оцениваю путем наблюдений, бесед, создания педагогических ситуаций, изучения продуктов детской деятельности, несложных экспериментов, в виде отдельных поручений ребенку, проведения дидактических игр, предложения небольших заданий, бесед с родителями. Большое внимание уделяю развитию социальной компетентности своих воспитанников, для этого разработала перспективное планирование по развитию и освоению детьми образовательной области «Социализация», составила план совместной работы с учреждениями социальной сферы.

Активно использую методику Е.Е. Шулешко, А.П. Ершовой, В.М. Букатова к собственной педагогической деятельности «Социо-игровые подходы к педагогике», основанную на эмоциях не только со стороны воспитателя, но и в первую очередь со стороны ребенка. Она помогает дошкольнику найти, и не потерять впоследствии в течение всей жизни, свое «Я» в обществе не только сверстников, но и взрослых. Совместную деятельность с детьми строю на принципах партнерства и сотрудничества, проявляя чувства эмпатии и уважения к личности ребенка, забочусь о создании благоприятного психологического климата в группе и в коллективе детей. Использую разнообразные формы организации детей на занятиях: расположение на стульях, за столами, на ковре, что позволяет детям видеть друг друга, свободно контактировать, налаживать межличностные отношения со сверстником, как нравственной основы социального поведения. С целью активизации речевого общения и развития коммуникативных навыков в непосредственно образовательной деятельности использую различные формы организации работы с детьми: (работа в компаниях, микрогруппах, парах, тройках), что координирует уровень умственной и физической активности каждого ребенка, снимает утомляемость, создает возможность для социально-личностного роста. Систематически использую социо-игровые приемы и в свободной деятельности для формирования умения свободно и с интересом обсуждать разные вопросы, следить за ходом общего разговора и дела, оказывать друг другу помощь и принимать ее. Социо-игры, используемые в режимных моментах («Поручения», «Клубок», «В нашей группе», «Спрятанное слово» и др.) способствуют осознанию ребятами необходимости соблюдения правил игры, развитию умений продуктивного взаимодействия. Для формирования первоначальных представлений социального характера и развития у детей произвольности, внимания, памяти, специальных двигательных и познавательных способностей, усвоения различных знаний создала картотеку сюжетно-ролевых, дидактических игр, народных игр, игр с правилами, которые разбила по сезонам и основным видам движений. В совместных играх разного содержания мои воспитанники усваивают представления о справедливости и несправедливости, приближаются к миру взрослых, моделируя их отношения, формируется адекватная самооценка. Для обогащения "самодеятельных, сюжетно-ролевых, театрализованных игр приобрела и изготовила при помощи родителей фигурки животных, театры разных видов (пальчиковые, картонажные, вязанные), игрушки би-ба-бо к русским народным сказкам, сюжетно-образные игрушки, имитирующие транспорт, предметы быта, сшила костюмы для ряжения, изготовила разнообразные предметы - заместители, позволяющие детям в игре выйти за пределы реального предметного действия и раздвинуть границы своей фантазии. (приложение1 )

В результате, за три последних года у моих воспитанников произошел рост в стремлении стать участниками коллективной сюжетно-ролевой игры на 45%, в использовании высказываний и ролевой беседы с другими детьми на 38%; в умении создавать и проигрывать целостные сюжеты на 35%, научились общаться и договариваться между собой 95% дошкольников, 75% - радоваться за победу товарищей и свои успехи, у 68% детей усилился самоконтроль. Вовлекаю родительскую общественность в воспитательно -образовательный процесс через совместные досуги и творчество, детско-взрослое проектирование. Разработали совместно с родителями и детьми проекты «В мире открыток», «Город, в котором я живу», «Моя семья», «Моя родословная», «Профессии города на Чулыме», «Моя Родина-Россия» и другие. Данная деятельность положительно влияет на воспитание у старших дошкольников чувства патриотизма, осознание ребенком себя, как гражданина своей страны, воспитывает положительной отношение к окружающим, терпимость (толерантность) к детям и взрослым (независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности). (Приложение 2)

В ходе планомерной и целенаправленной работы наблюдаются стабильные положительные результаты освоения детьми младшего дошкольного возраста образовательной области «Социализация». По результатам педагогической диагностики: умеют попросить о помощи и заявить о своих потребностях - 90% детей; общаться с детьми разного возраста и доброжелательно общаться с новым ребенком в группе детского сада - 82% детей; устанавливать контакт с помощью, вербальных и невербальных средств (мимика, жесты, пантомимика): тактично, с уважением обращаться с предложениями, вопросами, просьбами, предлагать свою помощь другим - 78% детей; умеют проявлять чувство самоуважения и собственного достоинства, отстаивать свою позицию в совместной деятельности - 82% детей; способны к установлению устойчивых контактов со сверстниками (имеются друзья) - у 85% детей. Мои воспитанники ежегодно принимают участие в городском конкурсе детского творчества «Золотой цыпленок» в номинации «Юные чтецы», что позволило развить у ребят чувство долга, ответственности, чувство гордости за родной город и край, осознание ребенка себя человеком, членом. коллектива и общества.

Деятельность в области здоровьесбережения направляю на сохранение и укрепление физического и психического здоровья воспитанников. Ежедневно по 5-7 минут использую различные формы развития двигательных навыков: провожу массаж с использованием различных приспособлений (массажных валиков, массажных мячей, колец, шишек, прищепок, деревянных палочек, поролоновых и пластмассовых мячей) и самомассаж рук, кистей и пальцев рук, что оказывает общеукрепляющее действие на мышечную систему, повышает тонус, эластичность и сократительную способность мышц .

Реализуя принципы здоровьесберегающей педагогики, в процессе непосредственно образовательной деятельности использую динамические паузы, релаксационные упражнения, направленные на снятие мышечного напряжения, упражнения для глаз чередуя со специально подобранными звукосочетаниями или стихотворениями. Включаю кинезиологические упражнения и упражнения для стимуляции изолированных движений пальцев без использования предметов (пальчиковые упражнения). Моторные образы тренируемся выполнять с детьми энергично, раскованно в очень медленном, медленном, среднем, быстром, очень быстром темпах, что способствует отработке техники выполнения движений, развитию ловкости движений детских пальчиков. (Приложение3)

Руководствуясь методикой М.А.Руновой «Двигательная активность ребёнка в детском саду» обогатила и расширила здоровьесберегающую зону - центры «Крепыш» и «Олимпийцы» - пробрела и изготовила физкультурное оборудование – мячи разных размеров, обручи, скакалки, детские эспандеры, мишени, флажки, султанчики и.т.д. Изготовила оборудование для проведения закаливающих процедур, направленное на развитие тактильных ощущение, укрепление стоп и связок (мини-коврики разных геометрических форм, варежки, дорожки с пуговицами и прбками).

Используя данные пособия в практической деятельности у своих воспитанников сформировала основные двигательные качества (ловкость, гибкость, силу, скорость); научились хорошо владеть своим телом 55% детей 3-5 лет, по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом на 25 % больше дети стали сохранять правильную осанку; 100% детей активны, имеют хороший аппетит и сон.

Для привития навыков здорового образа жизни включаю элементы программы Н.С. Голициной «Основы безопасности детей дошкольного возраста» по темам: «Ребенок и здоровье», «Личная гигиена», «Тело человека», «Полезные продукты», «Будем спортом заниматься», «Опасные предметы» через организацию циклов занятий, бесед, трудовую, опытно-исследовательскую деятельность, физкультурные досуги и развлечения, чтения художественной литературы. В результате 75 % детей овладели элементарными навыками здорового образа жизни (соблюдать правила личной гигиены, проявляют разумную осторожность в потенциально опасных ситуациях). В свою деятельность вовлекаю родителей воспитанников, посредством проведения совместных спортивных развлечений, КВН, эстафет, походов здоровья и.т.д. Разнообразие данных способов и форм поддерживают умственную и физическую работоспособность детей и приводит в свою очередь к снижению уровня заболеваемости. Сравнительный анализ по определению уровня заболеваемости показал: по сравнению с прошлым 2011-2012 учебным годом произошло снижение острой заболеваемости на 5 %, что составляет 9%, посещаемость увеличилась на 3% и составляет 82%, что подтверждает эффективность и целесообразность используемых форм и методов здоровьеберегющей деятельности.

В результате планомерной и целенаправленной педагогической деятельности получила следующие результаты:

Критерии

2010-2011 уч.год

1 младшая группа

2011-2012 уч.год 2 младшая группа

2012-2013 уч.год средняя группа

Могут перекладывать по одному двумя пальцами группы мелких предметов (бусинок, спичек) в коробку

Могут нанизывать пирамидку

Умеют манипулировать предметами: застёгивать и расстёгивать, действовать с мозаиками, шнуровками

Могут обвести по точкам, штриховка.

Данные представленные в таблице, позволяют сделать вывод об эффективности и целесообразности используемой системы работы по речевому развитию дошкольников.

Деятельность по обобщению и распространению собственного педагогического опыта и мастерства осуществляю на разных уровнях. Вхожу в состав «Аналитико-диагностической» группы по разработке мониторинга в МБДОУ и в группу по разработке критериев и показателей Образовательной программы ДОУ, а так же активно участвую в методических мероприятиях ДОУ: семинаре-практикуме: «Узнал сам – научи другого» (ноябрь 2011г.), круглый стол «Исследовательская деятельность детей и её влияние развитие основных компетентностей» (март 2012г), осуществляю обмен опытом в ДОУ по разработке творческих детских проектов, провела со старшими дошкольниками непосредственно образовательную деятельность по данному направлению (апрель 2013г).

На уровне города оформила и предъявила свой опыт профессиональному сообществу – участвовала в городском методическом объединении по познавательно – речевому развитию: осуществила гостевой обмен опытом по проектно- исследовательской деятельности – провела презентацию детского творческого проекта «История возникновения открытки» (декабрь 2012г). Выступила на августовском городском педагогическом совете по теме «Назаровское образование в современных условиях. Тенденция развития2, провела мастер-класс по теме «Модульное оригами, как средство развития мелкой моторики пальцев рук у детей дошкольного возраста» (август2013г).

Владею навыками использования средств информационно – коммуникативных технологий, в июне 2013г. Продемонстрировала их через участие во Всероссийском интернет – конкурсе педагогического мастерства. В рамках номинации «Организация воспитательного процесса» представила свой педагогический опыт, опубликовав на веб – сайте творческий проект «Путешествие новогодней открытки». А так же в 2014 г. Опублековала в данной номинации конспект непосредственно образовательной деятельности «Лучики для солнышка». Регулярно публикую на сайте ДОУ свои методические материалы по вопросам познавательно-речевого развития и воспитания детей дошкольного возраста.

Принимаю участие с детьми в социальных акциях по прафилактике детского травматизма и восстановлению навыков, связанных с безопасным поведением на улицах и дорогах, адаптации воспитанников к транспортной среде города: Всероссийской акции «Внимание, дети!» (декабрь 2011г), городской широкомасштабной акции «Стань заметнее – подними руку –переходи безопасно!» организованную совместно с родителями

Разделы: Работа с дошкольниками

Идея опыта: сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

“Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

В.И. Сухомлинский

1. Условия формирования опыта

Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В.А. Сухомлинский писал: “Общение с искусством – одна из больших радостей жизни”. Дошкольный возраст – это тот период, когда изобразительная деятельность может стать и чаще всего является устойчивым увлечением не только “особо” одаренных, но и всех детей.

Все дети любят рисовать, когда это у них хорошо получается. Рисование карандашами, кистью требует высокого уровня владения техникой рисования, сформированных навыков и знаний, приемов работы. Очень часто отсутствие этих знаний и навыков быстро отвращает ребенка от рисования, поскольку в результате его усилий рисунок получается неправильным, он не соответствует желанию ребенка получить изображение, близкое к его замыслу или реальному объекту, который он пытался изобразить.

Наблюдения за эффективностью применения различных техник рисования на занятиях, обсуждение с коллегами в образовательном учреждении и в рамках городского методического объединения привели меня к выводу о необходимости использования таких техник, которые создадут ситуацию успеха у воспитанников, сформируют устойчивую мотивацию к рисованию. Изучив методическую литературу, я сделала вывод, что использование на занятиях по изобразительному искусству нетрадиционных техник рисования позволяют ребенку преодолеть чувство страха перед неудачей в данном виде творчества.

Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.

Идея моего опыта – сформировать у дошкольников способности выражать восприятие окружающего их мира, совершенствовать их интеллектуальные и творческие способности с помощью нетрадиционных техник рисования.

Для развития творчества и систематизации знаний детей поставила перед собой следующие задачи:

  1. Учить детей использовать в рисовании разнообразные материалы и технику, разные способы создания изображения, соединяя в одном рисунке разные материалы с целью получения выразительного образа.
  2. Развивать эстетические чувства формы, цвет, ритм, композицию, творческую активность, желание рисовать. Учить видеть и понимать красоту многоцветного мира.
  3. Формировать у детей творческие способности посредством использования нетрадиционных техник рисования.
  4. Воспитывать умение доводить начатое дело до конца, работать в коллективе, индивидуально.

2. Теоретическая база опыта

Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне.

Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно-образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. Работая над рисунком, дошкольники учатся выделять особенности, качества, внешние свойства предметов, главные и второстепенные детали, правильно устанавливать и соотносить одну часть предмета с другой, передавать пропорции, сравнивать величину деталей, сопоставлять свой рисунок с натурой, с работами товарищей.

В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса. При рисовании с натуры у детей развивается внимание, при рисовании по представлению – память.

О нетрадиционных техниках рисования, системе построения занятий можно узнать из следующих источниках

1. Е. Н.Лебедева “Использование нетрадиционных техник в формировании изобразительной деятельности дошкольников”

2. А. А. Фатеева “Рисуем без кисточки”.

3. О. Г. Жукова, И. И. Дьяченко “Волшебные ладошки”, “Волшебные краски”.

4. Мэри Энн, Ф. Колль “Рисование красками”.

5. К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин “Увлекательное рисование методом тычка”

6. А. М. Страунинг “Развитие творческого воображения дошкольников на занятиях по изобразительной деятельности”.

8. Перспективный план работы по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник рисования.

3. Актуальность и перспективность опыта

На занятиях, по изобразительной деятельности с использованием нетрадиционных техник, у детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует (смешивает краску с мыльной пеной, на изображенный предмет цветными мелками наносит гуашь). При непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость. В изображении сказочных образов появляется умение передавать признаки необычности, сказочности.

Работа с нетрадиционными техниками изображения стимулирует положительную мотивацию рисуночной деятельности, вызывает радостное настроение у детей, снимает страх перед краской, боязнь не справиться с процессом рисования. Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Например, рисование по стеклу, роспись ткани, рисование мелом по бархатной бумаге.

Данные техники не утомляют дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Для будущего наших детей это очень важно, так как время не стоит на одном месте, а движется вперед и поэтому нужно использовать новые развивающие технологии:

  • личностно – ориентированные (проблемные вопросы и ситуации);
  • коммуникативные (эвристическая беседа и диалог, расширение и активизация словаря);
  • игровые (оригинальность сюжета, мотивация);
  • педагогические (доверительная беседа, стимулирование, авансирование успеха, пауза).

Свою работу строю на следующих принципах:

  • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным.
  • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление.
  • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс.
  • Связь обучения с жизнью: изображение должно опираться на впечатление, полученное ребенком от окружающей действительности.

Техники изображения могут способствовать ослаблению возбуждения слишком эмоционально расторможенных детей. Хочу отметить, что нетрадиционное рисование, например, игра в кляксы, увлекает детей, а чем сильнее ребенок увлечен, тем больше он сосредотачивается. Таким образом, использование нетрадиционных техник изображения способствует познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом.

4. Новизна опыта

Нетрадиционные техники рисования ранее использовались разрозненно, как отдельные элементы занятий по изобразительной деятельности. На мой взгляд, их использование возможно и необходимо взять за основу для организации творческой деятельности воспитанников.

Многие виды нетрадиционного рисования способствуют повышению уровня развития зрительно – моторной координации. Если чрезмерно активный ребенок нуждается в обширном пространстве для разворачивания деятельности, если его внимание рассеянно и крайне неустойчиво, то в процессе нетрадиционного рисования зона его активности сужается, уменьшается амплитуда движений. Крупные и неточные движения руками постепенно становятся более тонкими и точными. Нетрадиционные техники изображения способствуют развитию познавательной деятельности, коррекции психических процессов и личностной сферы дошкольников в целом. Занятия рисованием очень важны при подготовке ребенка к школьному обучению, благодаря рисуночной деятельности дети учатся удерживать определенное положение корпуса, рук, наклон карандаша, кисти, регулировать размах, темп, силу нажима, укладываться в определенное время, оценивать работу, доводить начатое до конца.

Все дети с успехом справляются с выполнением работ в нетрадиционной технике рисования, после чего можно приступать к изучению других техник и приемов.

5. Адресность опыта

Данный педагогический опыт может быть полезен воспитателям дошкольных учреждений, педагогам дополнительного образования, заинтересованным и внимательным родителям, учителям начальных классов, студентам педагогических колледжей.

6. Трудоемкость опыта

Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса.

Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты.

Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

Планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

Подборе оборудования и материалов;

Применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

Разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

7. Технология опыта

Сущность опыта: процесс художественно-эстетического, экологического воспитания дошкольников строится на основе формирования у детей знаний о многообразии техник отражения реального мира на листе бумаги с использованием нетрадиционных техник рисования в сочетании с другими методами и приемами обучения и воспитания. Участвуя в творческом процессе, дети проявляют интерес к миру природы, гармонии цвета и форм. Это позволяет по особенному смотреть на все их окружение, прививать любовь ко всему живому.

В своей работе использую такие формы организации и проведения занятий, как беседы, путешествия по сказкам, наблюдения, целевые прогулки, экскурсии, фотовыставки, выставки рисунков, конкурсы, развлечения. Методы: наглядный, словесный, практический. Знания, которые приобретают дети, складываются в систему. Они учатся замечать изменения, возникающие в изобразительном искусстве от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Обучение с помощью нетрадиционных техник рисования происходит в следующих направлениях:

  • от рисования отдельных предметов к рисованию сюжетных эпизодов и далее к сюжетному рисованию;
  • от применения наиболее простых видов нетрадиционной техники изображения к более сложным;
  • от использования готового оборудования, материала к применению таких, которые необходимо самим изготовить;
  • от использования метода подражания к самостоятельному выполнению замысла;
  • от применения в рисунке одного вида техники к использованию смешанных техник изображения;
  • от индивидуальной работы к коллективному изображению предметов, сюжетов нетрадиционной техники рисования.

Приобретя соответствующий опыт рисования в нетрадиционных техниках, и, таким образом, преодолев страх перед неудачей, ребенок в дальнейшем будет получать удовольствие от работы, беспрепятственно переходить к овладению новых техник рисования. В работе с дошкольниками использую разные техники беспредметного рисования:

“Монотипия”

“Печатание листьями”

“Рисование нитками”

“Печатание бумагой”

“Рисование мыльной пеной”

“Рисование методом наката”

“Рисование ребром картона”

“Рисование с помощью соли”

Рисование методом напыления”

“Рисование кляксами”

“Клеевая техника”

“Рисование руками, ладонью, кулаком, пальцами”

“Рисование ногами”

“Рисование по кругу”

“Мятый рисунок”

“Рисование по клейстер”

“Рисование по стеклу”

“Рисование методом тычка”

“Печатание спичечным коробком”

“Оттиск поролоном”

“Пуантилизм”

Каждый из этих методов – это маленькая игра, которая доставляет детям радость, положительные эмоции. Создавая изображения, передавая сюжет, ребенок отражает свои чувства, свое понимание ситуации, накладывает свою шкалу “зла” и “добра”. На занятиях нетрадиционной техникой рисования нужно научить растущего человечка думать, творить, фантазировать, мыслить смело и свободно, нестандартно, в полной мере проявлять свои способности, развивать уверенность в себе, в своих силах.

“Мы хозяева нашей Родины, и она для нас кладовая солнца с великим сокровищем жизни” (М.М. Пришвин). Сложившееся на Земле положение ученые определяют как экологический кризис. И нет на сегодня более важной задачи, чем поиск путей выхода из него. Один из выходов это привить детям любовь к окружающему миру, рисовать с помощью бросового материала (коробки от духов, сока, пером от подушки, пластиковыми бутылками, палочками.). Через такие занятия раскрывается и показывается смысл этой идеи – в воспитании у юного поколения практичности, бережливости к окружающему миру, самостоятельности в выборе решений задач разными способами. Чтобы выжить, человечество должно научиться жить на Земле по-новому. Каждому человеку с детства необходимо научиться любить и оберегать нашу планету.

Работая с ребенком, неизбежно сотрудничаешь с их родителями. И я использую любую возможность общения с родителями для установления доверительных отношений. Провожу для родителей консультации и беседы, занятия, развлечение, дни открытых дверей, интеллектуальные игры. Малыш всему учится в общении с взрослыми, ранний опыт ребенка создает тот фон, который ведет к развитию речи, умению слушать и думать. Я сделала вывод, что общение ребенка в семье, с близкими ему людьми - важнейшее условие его психического развития. Совместно с родителями выпускаем праздничные газеты, устраиваем различные конкурсы, тренинги, коллективные игры, фотовыставки. Одним из важных средств поощрения и развития изобразительного творчества детей, является выставка детского рисунка. Она очень радуют детей и их родителей, ребенок становится успешнее. Я думаю, что моя совместная работа с родителями создает ребенку эмоционально- комфортное состояние.

8. Результативность опыта

В процессе творчества маленькие дети научились создавать вещи своими руками, познали загадки, радости и разочарования созидания – все это важные составляющие процессы обучения и развития. Творческий процесс научил детей исследовать, открывать и умело обращаться со своим миром. Большинство из нас уже забыло о той радости, которую нам приносило рисование в детстве, но она была – несомненно.

Результатом своей работы я считаю не только процесс развития дошкольника во всех видах его творческой деятельности, но и сохранение навыков, которые помогут им в будущем совершенствовать их потенциальные возможности.

Таким образом, на основе проделанной работы я увидела, что у детей возрос интерес к нетрадиционным техникам рисования. Дети стали творчески всматриваться в окружающий мир, находить разные оттенки, приобрели опыт эстетического восприятия. Они создают новое, оригинальное, проявляют творчество, фантазию, реализуют свой замысел, и самостоятельно находят средства для воплощения. Рисунки детей стали интереснее, содержательнее, замысел богаче. Шедевры живут, дышат, улыбаются, а главное, каждый рисунок кажется произведением искусств. Дети обрели уверенность в себе, робкие преодолевают боязнь чистого листа бумаги, начали чувствовать себя маленькими художниками.

Положительным результатом в своей работе считаю участие детей в конкурсах, выставках различного уровня.

Достижения детей.

В рамках МДОУ:

  • Конкурс детского изобразительного творчества “Моя любимая мамочка” (диплом за активное участие)
  • Выставка конкурс изобразительного искусства “Наши папы - бравые солдаты” (диплом за активное участие)
  • Конкурс фотогазет “Моя семья” посвященный Международному дню семьи (диплом в номинации “За оригинальность”)

На муниципальном уровне:

  • Конкурс рисунков Лабытнангского ТВ, посвященному 140-летию г. Лабытнанги (Благодарственное письмо)
  • Городской конкурс детских творческих работ “Осторожно, огонь” - I место

На региональном уровне:

  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Ямал будущего”
  • Участие в III окружном конкурсе детских творческих работах юных натуралистов – экологов. Тема: “Экологическая катастрофа” Сергей Е.
  • Участие в окружном конкурсе детских рисунков “Лики победы” (диплом за участие)

Проведенная работа показала, что эмоции, вызванные изобразительным искусством, способны творить чудеса. Они приобщают детей к высоким духовным ценностям, развивают их способности, творчество и развивают горизонты сознания.

В течение ряда лет наблюдается устойчивый рост количества детей с высоким уровнем освоения нетрадиционных техник рисования (с 36% до 70%) при отсутствии детей с низким уровнем освоения. Средний показатель освоения детьми данных техник с высоким уровнем за три года составляет 51% , со средним уровнем 49%.

Диагностические данные показали, что у большинства детей освоение нетрадиционных техник рисования высокого и среднего уровней. Исходя из этого, можно сделать вывод, что дети приобрели определенные умения и навыки в этом виде обучения. А именно: дошкольники слышат воспитателя, правильно выполняют задания, анализируют получившиеся рисунки, оценивают их.

Нетрадиционная техника рисования дает ребенку возможность выразить в рисунке свои чувства и

эмоции, почувствовать свободу и вселить уверенность в своих силах. Владея разными навыками и способами изображения предметов, явлений окружающего мира, ребенок получает возможность выбора, что делает для него занятия творческими.

Библиография

  1. Белошистая А.В., Жукова О.Г. Волшебные краски. 3–5 лет: Пособие для занятий с детьми. – М.: Аркти, 2008. – 32 с.
  2. Утробина К.К., Утробин Г.Ф. Увликательное рисование методом тычка с детьми 3–7 лет: Рисуем и познаем окружающий мир. – М.: “Издательство Гном и Д”, 2008. – 64 с.
  3. Лахути М.Д. Как научиться рисовать. – Москва “Росмэн”, 2008. – 96 с.
  4. Одинокова Г.Ю. Шлеп…Ежик: Издательский дом “Карапуз”, 2006. – 15 с.
  5. Сахарова О.М. Я рисую пальчиками: Издательский дом “Литера”, 2008. – 32 с.
  6. Фатеева А.А. Рисуем без кисточки. - Ярославль: Академия развития, 2004. – 96 с.
2024 gnezdohome.ru. Gnezdohome - Строительный портал.